Вход

 




Пользователи : 4622
Статьи : 370
Просмотры материалов : 1629013

Древний Талхиз

   (Продолжение. Начало в №43)
   Издревле люди селились в местах, благоприятных для жизни: по берегам рек, озер, морей, гор, около лесов… Сама природа оберегала их, кормила и поила. Поистине райским уголком для них был Семиреченский край – Жетысу. Известно, что здесь были поселения 1800 лет тому назад, в эпоху бронзы. В VIII-III в. до н.э. был сформирован союз сакских племен, у которых появилось государство. (IV в.до н.э.) Его сменило государство древних усуней. Этими племенами была создана богатейшая культура. Доказательством являются многочисленные предметы, найденные при археологических раскопках. Как много значат для изучения образа жизни людей тех времен  многочисленные предметы, найденные в захоронениях «золотого человека» в кургане близ города Иссык, в курганах Бесшатыра, Каргалинский клад, наскальные рисунки Тамгалы и многое другое. В те далекие времена значилось много разных поселений, городов, больших и малых. Несколько из них находились на месте нынешней Алматы, по берегам рек Большой и Малой Алматинок, Весновки, Аксая. Наиболее крупные упоминаются в письменных источниках: Тальхиз, Ики-Огуз, расположенный в долине реки  Коксу, город Каялык и другие. Названия многих из них до нас не дошли, но остатки их найдены и исследованы учеными.
   Древнее Талгарское городище как исторический памятник известно сегодня всюду. В труде неизвестного автора конца 10-го века Худуд-Ал Улем в числе поселений и городов во владениях карлуков названы вместе два селения «Тунк и Талхизе», расположенные среди гор, на границе между джигилями (чигилями) и халухами, поблизости озера Иссык-Куль. Народ в них воинственный, храбрый, отважный».  В словаре Махмуда Кашгари слово «седловина» обозначается термином «Талхыр». Вероятно, от древнетюркского названия этой горы «Седловина-Талхыр» и возникло наименование города: «Город у Седловины».
   Археологические наблюдения показывают, что в период IX-начала  XIII веков у подножья горы, вершина которой очень похожа на горбы верблюда (Тюйе), располагались два крупных населенных пункта, отдаленных друг от друга по прямой не более чем на полтора – два км. Один из этих населенных пунктов находился на правом берегу реки Талгар при выходе ее из ущелья и назывался, очевидно, «Талхыр», другой располагался на левом берегу и назывался, очевидно,  «Тун» или «Тунк», следы и остатки развалин которого обнаружены на территории «Помологического сада». В середине VI века на территории Казахстана возникло раннефеодальное государство – Тюркский каганат. Он занимал огромную территорию. Основное население его представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство  составляли племена теле.  Видимо,  от этого названия впоследствии  произошло название «тюре». В состав каганата входили более тридцати племен теле. В том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу и другие. В конце VI века это государство стало ослабевать. В результате чего распалось на две части – Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты.
   Но и они просуществовали недолго. На смену им пришли Тюргешский (704-756 г.г.) и Карлукский (756-940г.г.) каганаты. Племена тюргешей населяли обширную территорию Чу-Илийского междуречья. В их период земли Жетысу постепенно стали осваивать согдийцы, большинство из которых занимались торговлей. Примерно в это время возникло наше Талгарское городище.  Здесь проживали племена карлуков, потомков усуней, кангюйцев. Ученые археологи подтверждают, что именно они жили в Жетысу. Название «уч-карлук» распространилось на сильный союз кочевых племен, занимавших территорию между Алтаем и восточным побережьем Балхаша. В середине VII века в карлукское объединение входили три племени: булак, жикил (чигиль) иташлык. Вожди этих племен носили титул эльтебер.
    С 742 года возвысилось племя басманов. Их вождь стал каганом. В середине VIII века развернулась борьба между карлуками и огузами.  В результате часть огузов покинула  пределы Семиречья и ушла к реке Сыр-Дарья. В 766 году в руки карлукского джабгу (так называли тогда главу государства), перешло все Жетысу. В IX-X веках карлукское объединение состояло из многочисленных этнических групп. Они соперничали с уйгурами, с арабскими завоевателями. После поражения от енисейских киргизов карлуки и уйгуры переселились в Турфанский оазис и в район Ганчжоу.  Более двух веков карлуки боролись против арабов. Ослабляли каганат и междоусобицы. Воспользовавшись тяжелым положением, тюркские племена Кашгарии  в 940 году разгромили окончательно это государство. При карлуках существовали крупные города (Суяб, Баласугун, Кулан, Тараз), многочисленные поселения, среди которых были Талхиз и Тунк.
   С начала  XX века к исследованиям  Талхиза было приковано  внимание многих ученых. Оно особенно возросло в 60-х годах. Итогом явилось воссоздание картины истории развития этого города и города Тунк.
   Первобытные племена издавна селились в долинах рек, озер, около гор… Плодородные почвы, обилие воды, благоприятные климатические условия обуславливали здесь развитие скотоводства, земледелия. Так и жители древнего Талхира (Талхиза) занимались скотоводством, виноградарством, возделывали бахчевые культуры. Большое количество найденных при раскопках костей домашних животных свидетельствует, что они разводили  разный скот, с кормом для которых не было проблем: отроги и склоны гор всегда богаты растительностью, позволявшей содержать животных на подножном корме. В VIII-XIX веках на месте города Талхира  стояла укрепленная ставка главы одного из тюркских племен. Место для нее было выбрано с большим знанием особенностей края. Так же из ставки легко контролировались пути к горным лугам, и можно было спокойно господствовать над плодородной долиной. Кроме того, она стояла на пути крупного торгового тракта, который немецкий географ и путешественник Фердинанд фон  Рихтгордин  назвал Великим Шелковым путем.
   Начало развития древних торговых отношений восходит к III-II тысячелетию до н.э. Они были тогда налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении реки Яркендарьи, в районе Хотана. В середине I тысячелетия до н.э. функционировал Степной путь, по которому распространялись шелк, меха, шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов…
  Древние племена саков и скифов участвовали в распространении товаров. В середине II века до н.э.  Шелковый путь начинает действовать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. У этой артерии было множество ответвлений. В VI-VII веках особенно оживленным становится путь  из Китая на запад через Семиречье. Вот он и стимулировал возникновение поселений и крупных городов.
   По Шелковому пути везли все: ковры, красители, дорогостоящие шелка,  янтарь и кораллы, слитки серебра и золота, знаменитые кожи из Ферганы, слонов, носорогов, львов… По нему распространялись культурные растения: виноград, персики, пряности и другое. Однако главным товаром был все-таки шелк. Развитие Шелкового пути способствовало быстрому развитию ремесленничества.  В Талхире, как и в других поселениях, в ставке жили купцы и ремесленники. Вначале они обслуживали владетеля и его двор, а позже стали производить товары для населения. Здесь жили такие умельцы, которые строили дома из камня и глины, делали посуду разных видов из глины и стекла, украшения для женщин из различных металлов и камня. Керамические изделия, найденные археологами на месте средневекового города, изготавливались в основном на гончарном круге. Это котлы, горшковидные сосуды, кувшины, кружки, чашки, ступки, хумы, светильники, гончарные трубы и другое. Много найдено изделий из стекла. Производство его было местным.
   Немало найдено предметов из кости и рогов оленя, марала, горного козла, сайгака, домашних животных. Из рогов делали рукоятки ножей, пуговицы, украшения, амулеты и другое. К числу редких изделий относится шахматная фигурка, сопоставимая с ферзем, с пешкой из наборов арабских шахмат. Так же найдены спилы рогов, которые служили заготовками различных поделок.
   Из камня изготавливались жернова  для ручных мельниц, песты, брусочки… Найдено около пятидесяти наименований кузнечного ремесла, в которых использовались крица и заготовки. Есть находки из тигильной стали и чугуна. Он использовался для отлива котлов, наконечников, орудий труда для земледелия. В раскопах кузнечной мастерской на городище найдены наковальни, клещи, молотки, зубила, молоты, кувалды. Раскопаны многочисленные деревообрабатывающие инструменты: топоры, тесла, стамески, резцы для художественной резьбы. Среди орудий труда выделяются ножи, ножницы, шилья, лемехи, кетмени, кирки, серпы. В Талгар, как и в другие города, стоящие на Великом шелковом пути, «стекалась» валюта из разных концов света. Есть предположение, что Талхыр имел собственный монетный двор. Население его было грамотным, горожане умели читать и писать. Об этом свидетельствуют находки бытовых надписей: имен, посланий, записей религиозного содержания. Они наносились на амулеты, на сосуды, украшения.  Талхыр был не просто многонациональным, здесь жили представители нескольких религий: мусульмане, зороастрийцы, буддисты, христиане… Таким образом, все данные о развитии Талгарского городища говорят о том,что город был богат, известен не только в округе, но и далеко за ее пределами. Трудолюбие жителей, их жизненный опыт сделали его таковым.

Из книги Г.Н. Макаровой
«Немного о Талгаре»


Обновлено (25.11.2016 11:42)

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить