Вход

 




Пользователи : 4622
Статьи : 370
Просмотры материалов : 1632911

ИСТОРИЯ г.Талгара

   Давайте представим какой была территория Семиречья - Жетысу тысячу лет назад? Обратимся за помощью к сред­невековой письменной литературе и современным исследованиям археологов.

   Перелистаем стра­ницы географического сочинения  последней трети X в. «Границы мира», написанного по -персидски. По мнению выдающегося  востоковеда В.В.Бартольда, «неизвестный автор имел гораздо более основательные познания по географии Средней Азии, особенно восточной ее части, чем его арабские современники».

   Сочинение «Худуд-ал алам»

   - «Границы мира» написано на иранском (персидском) языке в 982-983гг. неизвестным автором.

   В сочинении дано историко-географическое описание части Азии. Инте­рес представляют сведения о Средней Азии и Казах­стане. «Главное значение ее заключается в том, - пишет академик       В.В.Бартольд, -  что в ней гораздо подроб­нее, чем в дошедших до нас арабских географических сочинениях, говорится о владениях тюрков и вообще о немусульманской части Средней Азии».

ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ В КРАЮ СЕМИ РЕК

   Василий Владимирович БАРТОЛЬД (1869-1930 гг.)

   Родился в 1869 г. в Санкт-Петербурге. В 1891 г. окон­чил факультет восточных ЯЗЫКОВ по арабо-персидско-турецко-татарскому разряду Санкт-Петербургского уни­верситета. В 1893-1894 гг. совершил первую научную экспедицию в Среднюю Азию с целью изучения про­шлого Туркестана. Результа­том поездки явилось издание книги «Очерки истории Се­миречья» (1898 г.), не утра­тившей своей научной цен­ности до сих пор. С 1913г. академик В.В.Бартольд, яв­ляясь одним из основателей русской школы востоковеде­ния, изучает литературу и историю азиатских народов. Глубокий анализ обширного круга арабских, персидских и тюркских источников по­зволил ученому впервые создать научную историю Казахстана и Средней Азии периода средневековья, им заложены основы историо­графии востоковедения.

   В сочинении названы два селения - Тонг и Тальхиза, расположенные на грани­це между владениями джикилей и карлуков, вблизи озера Иссык-Куль. Не без основания, должно быть, жители этих селений заслужили лестную характе­ристику воинственных и мужественных храбрецов.

   Попробуем эти названия найти на карте. Интерес вызывает селение Тальхира (Тальхи­за). Звуковым сходством с назва­нием хорошо известного города Талгар. О чем говорят археологические поиски в этом районе? О том, что здесь есть средневековое городище.

   Находится оно на южной окраине города Талгар, на берегу реки. Название Талгар носят гор­ная река и высочайшая вершина Заилийского Алатау, белый массив которой виден издалека, за 100 км. с древней трассы Великого Шелкового пути, а ныне автомобильной магистрали, соединяющей Алмату с северо-восточ­ными областями Казахстана и Китаем.

   Топоним (географическое название) Талгар, очень древнее, в нем хорошо различается вторая его часть «гар», восходящая к индоевропей­ским языкам и означающая «гора».

   Памятник давно привлекает внимание исследо­вателей.

   Известные археологи А.Н. Бернштам и А.Х.Маргулан первыми определили, что летописный Тальхир и городище Талгар одно и то же.

   С 1994 года в работах участвуют американские ученые, а также исследователи из Германии, Японии, Израиля, не только археологи, но и экологи, геомор­фологи, почвоведы, палеоботаники, палеозоологи. Это понятно, поскольку изучение древнего города - дело очень сложное и ответственное, а исследова­ния должны быть комплексными.

ГОРОДИЩЕ ТАЛЬХИР

   Центральная часть городища около 9 га, возвышается над остальной местностью.

   Со всех сторон Тальхир был окружен стеной, которая превратилась в оплывший, поросший травой и кустарником вал. Глубокий ров опоясывал его со всех сто­рон, кроме западной, которой город примы­кал к обрывистому берегу реки. Углы и стены городища укреплены вы­ступающими башнями.

   Въезды находились напротив друг друга в середине стен. Улицы, соединяющие их, делят городище на четыре части. За преде­лами укреплений застройка была сплошной и однотипной. Судя по сохранившимся на поверхности остаткам каменных стен, вы­ступающих над землей, это были прямоу­гольные сооружения площадью от 200 до 500 кв.м. Наибольшее число строений рас­полагалось южнее и западнее центральной части городища.

   Александр Натанович БЕРНШТАМ (1910- 1956 гг.)

   Археолог, востоко­вед. Родился 1 октября 1910г. в Керчи. В 1931 г. окончил этнографическое отделение Ленинградского государст­венного университета. С начала творческой деятель­ности определился круг его научных интересов - архе­ология и история Средней и Центральной Азии, Казахстана. Внес много нового в изучение вопросов древней и раннесредневековой исто­рии Казахстана. Определил хронологические рамки за­рождения оседлых поселе­ний в Семиречье. На мате­риалах раскопок древней­шего города юга Казахстана - Тараза (Талас), проведен­ных под его руководством в 1936- 1939гг., был установ­лен характер развития горо­да и городских поселений. В 1947-1951гг. руководил археологической экспеди­цией в Отрарском оазисе и Южном Казахстане. Дали науке огромный ма­териал, освещающий исто­рию обследованных реги­онов.

   Как, например, можно узнать о составе стада у горожан, изучая только костные останки животных, найденные при раскопках? Этим занимаются палео­зоологи. Без палеоботаников невозможно определить, что выращивали на своих огородах и в садах жители пригородов и близлежащих селений. Привлекаются и специалисты по землетрясениям - палеосейсмологи, поскольку природные катаклизмы не раз нарушали жизнь горожан. Следы разрушений от землетрясений были отмечены ими при изучении памятника.

   Результатом раскопок горо­дища выявилась картина планировки, образ жизни и занятия жителей.

   Выяснен характер городского жилища и оборо­нительных сооружений города, благоустройства и водоснабжения. По находкам остатков ремесленных мастерских и самих изделий из керамики, железа, бронзы, стекла стало возможным определить уро­вень развития таких ремесел, как гончарное, кузнеч­ное, стекольное, медницкое, ювелирное.

   Были международные связи Тальхира с Ираном, Китаем, Средней Азией, Индией и даже Японией в Х-ХШ вв.

   1800 лет тому назад, в эпоху бронзы, районы Талгара уже населяли люди. Они занимались земле­делием и придомным скотоводством, плавили медь и изготавливали орудия труда и оружие из бронзы.

   В VIII-III вв. до н.э. здесь же сформировался союз сакских племен, которые в IV в. до н.э. создали на землях Жетысу свое государство. Позднее, в III в. до н.э., его сменило государство древних усуней, просуществовавшее до V в. н.э. О культуре саков мы знаем по знаменитому захоронению «золотого чело­века» в кургане Иссык, а об образе жизни саков и усуней - по раскопкам их поселений вблизи Талгара. Выяснено, что они занимались отгонным и кочевым скотоводством, а также выращивали несколько сор­тов пшеницы, проса, ячменя, орошали посевы с помощью отводных каналов.

   Тальхир как город возник, на месте од­ного из таких поселений в VIII в. н.э., а в Х-ХШ вв. достиг расцвета. Город был разбит прямыми улицами на кварталы. Каждый квартал насчитывал от 12 до 14 домов-усадеб, соединенных между собой небольшими улочками. Предполагается, что в кварталах жили люди, связан­ные родственными узами.

   Усадьбы города имели характерную особенность: наличие жилой части, собственно дома и двора, ве­личина площади которых зависела от зажиточности хозяина, поскольку городская земля всегда стоила дорого.

   Рассмотрим одну из усадеб. Она угловая в квар­тале. При внимательном изучении плана участка становится ясно, что древними строителями каждая усадьба делилась на две части: меньшая - жилая часть дома, и большая - хозяйственный и скотный дворы. Входы в каждую часть дома и на скотный двор располагались по разные стороны. Вход на скотный двор находился с южной стороны и вел сразу же на магистральную улицу. Отсюда скот удобно было вы­гнать на водопой и выпас. Два входа в жилую часть дома располагались с западной стороны и выходили на узкую внутриквартальную улочку. В жилых квар­талах Тальхира даже в суровую зиму не ощущалось особого холода, поскольку ветер благодаря узким улочкам и глухим стенам домов не мог попасть внутрь квартала.

   Стены усадьбы сооружались из местного мате­риала: сырцовых кирпичей и булыжника. Нижняя часть стены (фундамент) была выложена из валунов и углублена в грунт для сохранения тепла в зимнее время года. Высота каменной кладки составляет примерно 1/3 часть от всей высоты стены, что увеличивает прочность стен, а также предохраняет жилище от возможных зем­летрясений. Связывающим материалом кладки является глиняный раствор. Из глины же де­лали и сырцовые кирпичи для верхней части стен. Внутренние стены дома изготавливались только из сырцового кирпича. В качестве сейс­мических поясов в кладке стен использовались бревна тяньшанской ели (пропитанная смолой ее древесина не гниет).

   Кровля над жилой частью дома двухскат­ная. Это необходимое условие в предгорных районах, где выпадает много осадков. Стены являлись основной опорой перекрытия. В верхней их части вырубалась полукруглая вы­емка или же на стену сверху устанавливаются деревянные «подушки». Затем в выемку или на «подушку» кладется основная продольная балка (матица) - круглое бревно диаметром 14-20 см. В среднем высота помещения дости­гала приблизительно 3 м. После закрепления матицы, на нее перпендикулярно укладывались жерди диаметром 6-10 см., образуя «решетку» двухскатного перекрытия. На нее слой камыша или тростника и веток, затем пласт сухой травы, а на нее слой глины, смешанной с золой. Таким образом создавалась ровная, непроницаемая для дождя и талого сне­га крыша.

   Перекрытия над загонами для скота были плоские и легкие. Чаще всего они покрывались только сухой травой, камышом или соломой.

   Средневековый Тальхир обладал высоким уров­нем благоустройства. Главные улицы города были вымощены булыжником, вода подавалась по водо­проводу из глиняных труб, сточные воды выводились в водопоглощающие колодцы.

   В нем жили ремесленники, изготавливающие на продажу глиняную и медную посуду, украше­ния из бронзы, золота и серебра, железные изделия: топоры, ножи, запоры для дверей, котлы, наконечни­ки пахотных орудий, плотницкие инструменты.

   Высокого совершенства достигло косторезное ре­месло, причем в качестве материала мастера из Тальхира использовали рога и кости как диких животных

-  оленей, архаров, сайги, так и домашнего скота

- овец, лошадей, коров. Обо всем этом мы можем сейчас судить, опираясь на материалы археологичес­ких исследований.

   Важную роль в жизни города играла международ­ная торговля по Великому Шелковому пути. Тальхир занимал на нем узловое положение, поскольку здесь Шелковый путь разветвлялся: одно направление шло на северо-восток вниз по реке Талгар к переправе через р. Или, а затем в Приджунгарье, к берегам Ала­коля и далее в Китай, а второе шло на восток через Чилик к Чарыну, а затем по правому берегу реки Или через современный Джаркент и Хоргос в Китай или же через Чилик, современный Раимбек (Нарынкол) тоже в Китай.

   Торговцы из разных стран имели в Тальхире караван-сараи, где отдыхали и следовали дальше. Часть заморских товаров продавали на базаре, либо расплачивались товарами с тальхирскими «таможенниками» и дарили диковин­ные вещи правителям города. При раскопках домов горожан найдены бронзовые зеркала, фарфоровая по­суда из Китая, бронзовые кувшины и блюда из Ирана, изделия из слоновой кости, привезенные из далекой Индии, поливная глиняная посуда из Самарканда, даже из далекой Японии в Тальхир попало фаянсовое блюдо. На нем изображены люди в богатых золоче­ных одеждах.

   Монеты, чеканенные в городах Евразии и найден­ные на Талгарском городище, ярко свидетельствуют о широте торговых связей в те далекие времена.

   Наряду с торговлей и ремеслом жители занима­лись сельским хозяйством и охотой. В домах горожан имелись большие кладовые для зерна, пред­назначенного на продажу. На скотных дворах держа­ли лошадей, верблюдов, баранов и коз. Охотились на джейранов, архаров, волков, лис, барсуков, зайцев. Кости и поделки из костей этих животных - частые находки при раскопках.

   Многие жители перешли к городской жизни не­давно, они еще помнили скотоводческие традиции, и поэтому при раскопках во дворах многих домов были обнаружены основания юрт.

   На базарах и улицах города звучала разноязыкая речь. Основную массу населения Тальхира составля­ли тюрки - джикили, карлуки, ягма. В городе также жили купцы из Средней Азии, Ирана и Китая. Всего, по расчетам исследователей, в городе в период его наивысшего расцвета (в XI -начале XIII вв.) проживало 5-6 тыс. жите­лей. Многие из них были грамотными, о чем говорят надписи, сделанные по-араб­ски на глиняной посуде. Это были имена ремесленников или владельцев глиняной посуды. Арабское письмо пришло вместе с исламом в IX в. Оно сосуществовало с древнетюркским руническим письмом. Это доказывается находкой каменного пряслица от веретена с рунической надписью.

   Умели жители играть в шахматы. Костяные и глиняные фигуры этой древней игры, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что ее любители жили в Тальхире уже в ХI-ХII вв.

   Исследуя металические находки, ученые выявили наличие в городе различных сортов железа, чугуна и стали, в том числе и тигельной (лидебуритнои), более известной как булатная сталь, секреты изготовления которой сейчас утеряны. Эти сложные технологии восстанавливаются современными металлургами буквально по крупицам.

   Средневековые же мастера из Тальхира были выда­ющимися специалистами, а город - одним из немногих центров железоделательного производства на Востоке, где изготавливали знаменитый булат. Кузнечное произ­водство отличалось высоким уровнем развития.

   Археологи собрали богатую коллекцию изделий из железа. Среди находок имеется оружие: кинжалы, ножи, наконечники стрел, панцирные пластинки от до­спехов, обломки боевых шлемов. Встречаются орудия труда: садовые ножи, топоры, наконечники пахотных орудий. Наибольшее количество представляют быто­вые вещи: гвозди, ножи, топоры, ключи, замки, оковки сундуков, цепи, светильники и многое-многое другое.

   Кузнецы и ювелиры (зергеры) использовали фи­гурное литье, чеканку, позолоту, гравировку. Богатые коллекции всевозможных украшений найдены при раскопках: бусы, подвески, серьги, бляшки из брон­зы, золота и серебра и другие поделки.

   Шорники готовили принадлежности конной сбруи, седла, ремни. Из кожи шили сапоги, ичиги, туфли и другую обувь, которую украшали вышитым и накладным орнаментом. Распространено было и ковроткачество. Ткались ковры со светлым и крас­ным фоном. Особенно ценились безворсовые ковры.

   Раскопки средневекового Тальхира показывают, что это был крупный город на Шелковом пути, центр ремесла, торговли, сельского хозяйства и культурной жизни. Работы на городище продолжаются, и каждый год приносит новые открытия.

Медное блюдо, найденное в Талгаре

   Много лет назад несколько жителей Талгара чис­тили старый арык, проходивший через территорию городища. Вдруг кетмень одного из них вместе с землей вывернул блеснувшую на солнце фарфоро­вую чашу. А вскоре на пригорке лежала целая груда необычных предметов: четыре фарфоровые пиалы, фаянсовая чаша с изображениями людей в длинных одеждах, обломок глиняного котла с богатым штам­пованным орнаментом, бронзовое долото, два мед­ных блюда. Вещи даже неискушенным в этом деле людям показались древними и поэтому были пере­даны на хранение в Центральный государственный музей Казахстана.

   Пожалуй, наиболее интересны из всего этого клада два медных блюда. Одно из них сохранилось плохо и сказать о нем что-либо определенное трудно. Зато второе после того, как его тщательно очистили, заиграло дивными изображениями и узорами, выпол­ненными тончайшей гравировкой.

   Изображение на блюде состоит из нескольких кругов. В центре его - круглый медальон. Внутри него изображены два сфинкса - крылатых существа с телом льва и человеческим лицом. Они стоят в гераль­дической позе: на задних лапах, спинами друг к другу, с перекрещенными хвостами. Тела изображены в про­филь, лица - в фас. На головах фантастических персо­нажей - трехзубчатые короны. Вся свободная площадь медальона покрыта растительной вязью. Следующее орнаментальное кольцо заполнено изображением зве­риного гона из трех пар собак и двух лис, разделенных кругами. Все собаки - в стремительном движении: с вытянутыми ногами и прижатыми ушами. Убегающие лисы оглядываются назад. Искусствоведы называют такие сцены «звериный гон».

   Еще одна круговая полоса заполнена изобра­жениями медальонов, разбросанных группами и в одиночку. Медальоны в виде кругов и трилистников, сплетенных из стилизованных растительных побе­гов. Пояс медальонов отделен от края блюда двумя рядами полуовалов. И, наконец, по самому венчику идет орнамент в виде плетеных полос вперемежку с круглыми розетками. Попытаемся выяснить значение описанных изображений.

   «Звериный гон» является неотъемлемым сюжетом не только замечательных изделий из бронзы, серебра и меди, украшающих восточные коллекции крупнейших музеев мира, но и излюбленным рисунком на глиняной посуде. Для этого достаточно обратиться к штампо­ванной посуде из Мерва (крупнейший средневековый город Туркмении). Поражает многообразие представ­ленных на ней животных. Здесь можно найти птиц, ла­ней, зайцев, львов. Причем изображение их, по мнению ученых, связывалось с определенными религиозными культами. Утка, например, считалась символом благо­получия, павлин олицетворял бога солнца и райскую птицу, козел - счастье и довольство, лиса испокон веков воплощала хитрость, лукавство, а также присущие это­му животному смелость и ум.

   Очень важные представления в древности свя­зывались со львом, а особенно - с фантастическим крылатым существом, имевшим туловище льва и лицо человека. Лев и его изображение должны были выражать силу, мужество и непобедимость. В мифо­логии восточных народов было излюбленным при­емом сравнивать героя со львом, олицетворяющим силу, могущество, власть и непобедимость. Великий Фирдоуси писал в «Шахнамэ»:

Как яростный лев, на врагов нападу, 

Пусть хватку они испытают мою,

Поймут, что меня не осилят в бою.

   Изображенные в центре талгарского блюда кры­латые фантастические львы в коронах являют собой образы владык, героев и в то же время покровитель­ствовали избранным. Поэтому надписи, которые часто сопутствуют изображениям (например, на зеркалах) сделаны на арабском языке и переводятся как «могущество», «благоденствие», «богатство», «покой», «счастье», «блаженство».

   Следует отметить еще одну интересную деталь в изображении фантастических животных. Хвост у них, как у скорпионов, с шипом на конце. Сообще­ния о таких фантомах сохранились в фольклоре не­которых народов, верящих в то, что такие чудесные звери действительно существовали. Они обладали фантастической силой и были крупнее льва. Головы их были человеческие, лапы, как у льва, а на хвосте жало, как у скорпиона.

   А теперь, конечно, возникает вопрос: где было сделано блюдо и как оно попало в Талгар? Стиль и сюжет изображений на талгарском блюде, вне всякого сомнения, свидетельствует о производстве этого замеча­тельного произведения искусства в Иране в ХИ-ХШ вв. Несмотря на трудности, переживаемые страной в это время, вызванные фактическим распадом ее на отдель­ные полунезависимые и зависимые владения, в куль­турном отношении Иран сделал огромный шаг вперед.

   Города Мерв и Нишапур в Хорасане, Шираз и Исфаган, Рей, Казвин и Тебриз были крупнейшими культурными центрами своего времени. В них процве­тали разнообразные ремесла, в том числе художествен­ные. Оживленной была международная и внутренняя торговля. Через города проходили караванные дороги, соединяющие отдаленные друг от друга области и страны. Мерв и Нишапур славились своими библио­теками, Казвин и Тебриз - прекрасной архитектурой. Мечети,  медресе,  дворцы   правителей,  украшенные поливными изразцами, радовали глаз совершенством линий и пышностью отделки. Повсюду в городах было развито художественное ремесло, особенно ярко про­являющееся в изделиях из глины, покрытых глазурью, в ювелирном деле, в бронзе, в технике чеканки и инк­рустации медью, серебром и золотом.

   Где-то в одном из городов, может быть, в Мерве или Нишапуре, а может быть, в еще более далеком Исфагане безвестным, но замечательным художни­ком было изготовлено блюдо, найденное на Талгар-ском городище. Большой путь пришлось проделать ему в плотно упакованных тюках предприимчивого купца, пока оно не было продано на многолюдном базаре далекого семиреченского города местному вельможе. Возможен и сюжет с внезапным ограбле­нием каравана или далеким военным походом, но эти предположения уже из области приключений.

   Тальхир стал приходить в упадок в конце ХIII-ХIV вв., что было обусловлено междоусобной борьбой монгольских ханов, постоянными войнами, от которых страдало оседлое городское население. В ходе войн разрушалась ирригационная система, вытаптывались поля, приходила в упадок торговля. Горожане были вынуждены переселяться в более стабильные районы Южного Казахстана и Средней Азии. Постепенно Тальхир запустел, превратился в небольшое селение, но жители, занимавшиеся хле­бопашеством и скотоводством, продолжали жить здесь на плодородных, хорошо орошаемых землях. О селениях казахов-земледельцев в Жетысу пишут рус­ские путешественники XIX в., а проехавший здесь в 1854г. Чокан Валиханов - о казахах-земледельцах, живших в долине р.Талгар вблизи «Рустемовского кургана», как тогда назывались развалины крупного средневекового города Тальхир.


Великий шелковый путь на территории Казахстана

   Начало контактов и связей восходит к III-II тыс. до н. э. Они были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана. В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье. В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает жить как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Во II-V вв. Шелковый путь, с востока, начинался в Чаньани - древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Тянь-Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, огибая с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля - через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье - это так называемый "Южный путь". "Северный путь" шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию. В VI-VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Почему такое направление? Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров. Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в XII-ХIV вв. В течение столетий он претерпевал изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI-VIII1 вв. основной была трасса Сирия - Иран - Средняя Азия - Южный Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык-Кульская котловина - Восточный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи - Мангышлак - Приаралье - Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в Византии. В IХ-ХII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в ХIII-ХIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми. Во время существования государства саков, усуней и канпой во II в. до н. э. - первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формируются городские центры, предтечей которых явились земледельческие поселения, окруженные стенами с башнями. Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.


Информация о развитии города Талгара

   История Талгара берёт начало в 50-х годах XIX столетия. Прежде на месте города находилась станица Софийская, в которую в 1859 году на поселение прибыла партия переселенцев из 136 семей. Станица входила в состав Талгарской волости. Жители сеяли пшеницу, овёс, ячмень, занимались садоводством. Благоприятные условия и наличие плодородной земли способствовали быстрому росту ст.Софийской. В 1871 году в ней уже проживало 3256 человек. Первое промышленное предприятие было построено первой гильдии купцом Ивановым. Это был винокуренный завод (1869г.). затем были построены лесопильный завод (1879г., Сильнягин), винокуренный и кожевенный (1886, 1888, купец Пугасов). В 1889 году местными зажиточными казаками было построено 29 мельниц, существовало 29 лавок. Для обучения детей (мальчиков), были открыты две церковно-приходские школы.

   В 1918 году ст.Софийская была переименована в с.Мураево (в честь Красноармейского отряда под командованием Мураева).

   В ноябре 1919 года Талгарская волость реорганизована. Часть волости отошла Каскеленской, часть Илийской волости. Станица Мураево отошла к Илийской волости и в связи с реорганизацией переименована в станицу Талгар.

   Постановлением Президиума Верховного Совета Каз. ССР от 22.12.1959 г. станица Талгар была преобразована в г.Талгар.

   За годы советской власти изменился облик Талгара. В городе действует 7 промышленных предприятий.

   Строительство производственных и культурно-бытовых объектов ведут 8 строительных и 3 дорожно-строительных организаций.

   В городе работает 3 автотранспортных предприятия и автобусный парк.

   Население города обслуживается 32 магазинами, 26 из которых работают по методу самообслуживания.

   Бытовые услуги населению оказывает комбинат бытового обслуживания.

   В городе имеется 4 средних специальных учебных заведения, одна восьмилетняя, санаторная школа, 2 средних профессионально-технических училища, музыкальная школа. Большое внимание уделяется дошкольному воспитанию – 14 детских садов. Значительна улучшена забота о здравоохранении. В 23 библиотеках города имеется богатый книжный фонд.

   Все предприятия успешно справлялись с выполнением заданий 10 пятилетки. В первом году одиннадцатой пятилетки выпущено и реализовано продукции на 57,5 млн.руб., что составляет 102%. Объём реализации промышленной продукции возрос по сравнению с 1980 годом на 9,5%. Город стал больше давать народному хозяйству трикотажных, швейных изделий, спирта, молочной продукции, товаров культурно-бытового и хозяйственного обихода, труб для орошения.

   Вообще в одиннадцатой пятилетке на предприятиях города наполовину обновятся основные фонды, значительно увеличатся производственные. Построен новый хлебозавод, проведена реконструкция кошмоваляльной фабрики, кирпичного завода треста «Казкоопстроймонтаж».

   В капитальном строительстве в одиннадцатой пятилетке освоено не менее 55 млн. рублей капитальных вложений. Планом предусмотрено строительство 60 тыс.кв.м. жилья, что позволит улучшить жилищные условия ещё 6 тысяч жителей города.

   С большими и ответственными задачами трудящиеся города успешно справляются, особенно в эти дни, когда вся жизнь советского человека наполнена благородными действиями по достойной встрече 60-летия образования СССР.


История развития культурной жизни в Талгаре

   Как зарождалась и развивалась культурно-просветительская жизнь Семиречья? В 1857 году в укреплении Верное южнее Татарской слободки и станицы, на правом берегу Малой Алма-Атинки, закладывается казенный сад, в последствии парк культуры и отдыха им.М.Горького. В 1858 году в укреплении Верное создан офицерский клуб - офицерское собрание. В 1870 году на территории Большой станицы строится Никольская церковь. С приходом советской власти здание было переоборудовано под кинотеатр "Ударник". Затем там был Республиканский театр кукол: теперь он разрушен до основания. В 1874 году в г.Верный приехал Баум Эдуард Оттанович, ученый-лесовод, лесной ревизор Семиреченской области. По его инициативе издан приказ об обязательной посадке жителями Верного и окрестных станиц Семиречья не менее 20 декоративных и плодовых деревьев и насаждений на усадьбах и улицах (саженцы выдавались бесплатно). В этом же году в Верном основан первый музей из частных коллекций путешественников, посетивших Семиречье, и местной интеллигенции. С 1889 по 1893 год главным инспектором Туркестанского края и Учителем пения в женской верненской гимназии был Керенский Федор Михайлович, с которым находился еще юный Керенский Александр Федорович, будущий глава Временного правительства. В 1890 году в станице Софийской открыт первый фельдшерский пункт. В 1891 году в поселке на месте нынешнего колхоза им. Калинина родился Сарсенбин Рахим - Казахский народный мастер по орнаменту, Отличник народного просвещения, член Союза художников СССР. В 1896 году в Верненской мужской гимназии на пансионе состояло более 20 казахских юношей - это каждый 10 из всех гимназистов. В 1887 году по переписи в городе Верном было 7 церквей, 5 мечетей, 4 завода и фабрики, 4 типографии. В 1898 году академик Бертольд Василий Владимирович написал "Очерки истории Семиречья". В этом же году в Верном создан Областной семиреченский музей по инициативе членов Русского Географического Общества в доме ученого-востоковеда Н.Н.Пантусова. В этом же году Городская верненская Дума приняла постановление по благоустройству города, куда входили разделы по поливке улиц, о содержании площадей и мостов, о свалке строительных материалов, о содержании городской бойни. В 1899 году в Верном торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина. В честь этого события ул.Бульварная была переименована в ул.Пушкина, имя поэта присвоено городскому парку и женскому училищу, в котором были учреждены пушкинские стипендии. Жители этой улицы собрали средства на строительство памятника Пушкину в Москве на Тверском бульваре. В 1904 году организован Джетысуйский областной музей. В 1913 году в городе Верном открыта городская библиотека им. Л.Н.Толстого. В 1915 году в местечке Шилехемир родился Токпанов Аскар, режиссер, педагог, народный артист Казахстана, заслуженный деятель искусств Республики. В 1918 году 21 мая, в селе Кайназар родился Кужамьяров Куддус Ходжамьярович - выдающийся композитор, народный артист СССР и Казахстана, лауреат Государственных премий, профессор, один из первых выпускников Алматинской Государственной консерватории (скончался 10 апреля 1992 года). В мае 1919 года в областном слете акынов принял участие Джамбул Джабаев. В 1919-20 годах комсомольцы станицы Мураево заложили фруктовый сад, на территории которого расположено Райлечобъединение. 2 июля 1920 года в Верном при политуправлении 3-й Туркестанской стрелковой дивизии была организована передвижная казахская театральная труппа для выступления перед трудящимися сел и аулов Семиреченской области. В 1921 году создан Государственный Архив Алма-Атинской области. В этом же году археолог В.Д.Городецкий обследовал и начат научные исследования городища Талгар. В 1923 году в станице Талгар открыта амбулатория для приема больных. В 1926 году в Казахстане было учтено и полностью документировано свыше ста памятников истории и архитектуры, в числе которых городище и археологические памятники Семиречья. В 1929 году организован и открыт дом отдыха "Просвещенец". В этом же году в поселке на месте колхоза им.Калинина родился Мамажамов Мукан Калибекович, казахский писатель и переводчик. В этом же году горные туристы Г.Белоглазов, Ф.Савин, В.Зимин организовали первые горные туристические походы по Заилийскому Алатау. В 1930 году по решению станичного Совета в станице Талгар две церкви были переоборудованы под клубы. В этом же году всему сельскому населению была привита оспа. В 1931 году 15 мая в станице Талгар родился Ногайбаев Ыдрыс, актер, Народный артист СССР и Казахстана, актер Казахского театра драмы им.М.Ауэзова, Лауреат Государственной премии СССР. Именем Ногайбаева названа улица в г.Талгаре. В этом же году открыт курорт "Алма Арасан", а так же создан Алма-Атинский заповедник. Кроме этого в 1932 году открыт санаторий "Каменское плато", издается путеводитель туристических маршрутов по Казахстану, в том числе и по территории Талгарского района. В верховьях реки Средний Талгар создан альпинистский лагерь "Талгар", первым директором которого на протяжении 30 лет был Резников М.Я. В 1934 году в станице Талгар организована первая общественная библиотека. В 1935 году Тургенской археологический экспедицией обследовано укрепление Х-ХII веков в пойме реки Тургень, а в станице Талгар был построен клуб для рабочих спиртового завода. И в этом же году из далекой Америки (Канада) в пойму реки Или была запущена ондатра - мускусная водяная крыса. В 1936  году здание верхней церкви в станице Талгар, отданное под клуб, переоборудовано под кинотеатр "Мир.

   В 1937  году в Талгаре родился Барманхулов Марат Керибаевич, казахский филолог, журналист, доктор филологических наук, профессор. Тургенская археологическая экспедиция исследовала рисунки на камне в верховьях реки Тургень. В Талгаре был построен колхозный клуб, в последствие городской Дом культуры. В 1938 году на экраны вышел первый казахский художественный фильм "Амангельды", который с успехом демонстрировался в кинотеатрах и клубах Илийского района. 17 ноября 1940 года в Талгаре родился Байпаков Карл Молдахметович, археолог, доктор исторических наук, член корреспондент ПАИ РК, директор института археологии имени академика А.Х.Маргулана. В 1950 году, в сентябре, на базе Талгарского техникума механизации был создан духовой оркестр, первым дирижером и руководителем был Сергей Михайлович Касьянов. Осенью 1954 года в Алма-Ате состоялась первая в истории баскетбола Казахстана международная товарищеская встреча Казахстан - Китайская Народная Республика. В составе сборной Казахстана участвовал Юмашев Шора из Талгара. В 1955 году Окуневой Антонине Павловне из Талгара первой женщине Казахстана было присвоено звание Мастера спорта СССР по велоспорту. В 1957 году организован Институт ядерной физики (ИЯФ) академии наук Казахстана в поселке Алатау Талгарского района. Историк-археолог А.Г. Максимов открыл памятник культуры бронзового века - наскальные изображения (петроглифы) в урочище Тамчалытас Жамбыльского района В 1958 году в Талгаре открыта новая больница на 205 коек и поликлиника. С 1959 до 19 октября 1979 года в Талгаре жил и работал известный немецкий прозаик и публицист Кончай Эрнст, который создал сборник "На клубной сцене" I и II тома антологию советской немецкой литературы, рассказы "Счастье завоевывается", повести "Пылающие степи", очерки-мемуары "Незабываемые встречи", пьесу "Шипы в семейном счастье" и др. В 1963 году в Талгаре построено новое здание Районной библиотеки им.М.Ауэзова, книжный фонд которой достиг 60 тыс. томов. 9-15 мая 1966 года проходила Велогонка Мира по маршруту Варшава-Прага-Берлин. Сборная команда СССР в составе Г.Сайдхужии (Сочи), Олизаренко (Ленинград), Лебедев (Ашхабад), Вл.Жарков (Талгар), Фомин (Ташкент) и Шепель (Душанбе) замяла первое место. В мае 1982 года выше здания дома Советов в Талгаре открыт памятник воинам-талгарцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, а сквер стал называться нарком Победы. В марте 1986 года был создан хор ветеранов войны и труда города Талгара под руководством Халида Закировича Галиагберова. В 1987 году ЮНЕСКО приняло решение осуществить международный проект "Комплексное изучение Великого Шелкового пути - пути диалога". В ноябре состоялось открытие памятника 79 красногвардейцам, погибшим 16 апреля 1918 года на Парчановом бугре, на старом городском кладбище Талгара. Памятник изготовили рабочие ТЭЛМЗ (директор Просвириков Г.И.). 23 февраля открыт Дворец культуры на 700 мест. На открытии выступил фольклорно-этпографический оркестр "Отрар созы" под руководством Народного артиста СССР и Казахстана Нургесы Тлендиева. В октябре завершился айтыс, на котором Талгарский район представляла Байгаша Медеуова, учительница СШ с.Чингельды. В ноябре у церковного собора произведено перезахоронение останков Абиира Бекбаева-Крутенко, погибшего от рук бандитской пули в августе 1931 года. На 1 января 1988 года в Алма-Атинской области имелось 516 учтенных памятников из них 315 археологических, 2 архитектурных 6 исторических, 192-монументального искусства. 6 октября 1988 во Дворце культуры открыт театр кукол-марионеток, который стал третьим, в СССР и пятым в мире. Режиссеры-постановщики П.И.Поторока и Р.П.Каминская. В 1989-90 годах по инициативе ЮНЕСКО проведена международная экспедиция по Великому шелковому пути, часть которого проходило по территории Казахстана, включая городище Талгар, в которой участвовали представители 50 стран. В сентябре в Талгаре прошло выступление представителей украинской культуры по программе Дней литературы и искусства Украинской ССР, во главе с зав. отделом Минкульта УССР Яременко Ю.М. В августе 1990г. в Талгаре прошел день корейской культуры, на котором с концертом выступил: корейский национальный ансамбль "Ариран". В декабре было принято решение правительства объединить усилия Республиканского фонда культуры и других организаций в создании координационного Совета по программе Советского Фонда культуры «Великий шелковый путь». В сентябре 1994 года на проспекте Райымбека установили мемориальный знак в честь батыра Райымбека, погибшего в бою с джунгарами. В августе на торжествах, посвященных 150-летию Абая, участвовал в байге на 40 км, наездник из с/х Панфиловский (Талгар) и занял II место. В награду получил джип "Ниссан" для хозяйства. 25 ноября состоялась встреча талгарцев с казахстанским летчиком-космонавтом, народным героем Российской Федерации, подполковником Талгатом Мусабаевым, который 1 июля 1994 года стартовал в космос совместно с командиром корабля Юрием Мельниченко и совершил 126-суточный полет. В августе в Жамбыльском районе, вблизи с.Узунагаш, прошли торжества, посвященные 150-летию со дня рождения Джамбула Джабаева (Жамбыла Жабаева), в которых принимали участие представители Талгара и Талгарского района. В парке Победы открыта мемориальная доска с именами воинов-афганцев из Талгара, погибших в Афганистане, выполняя интернациональный и воинский долг. В июле во Дворце культуры прошли торжества, посвященные 60-летию народного композитора и исполнителя Мухамбека Бурибаева. В октябре на II Центрально-азиатских играх Сергей Третьяков из Талгара завоевал 2 золотые, 2 серебряные и 2 бронзовые медали по велоспорту. В феврале на VI зимних Всемирных специальных Олимпийских играх для атлетов с ограниченными умственными и физическими способностям, проходивших в городах Канады - Торонто и Коллингвуде, Зульфйя Халиулова из Талгара выиграла две золотые медали по конькам, а Сабир Каржаусов - две медали по лыжам.


Народное образование, культура и спорт

   Талгар – это молодежный город. В текущем году исполняется  91 год Талгарскому сельскохозяйственному техникуму (СХТ), который был образован 27 октября 1918 года  как Семиреченское среднее сельскохозяйственное училище на базе Верненской низшей сельскохозяйственной школы по подготовке кадров для деревни. В 1934 году училище было перебазировано из Верного в Талгар и с 1936 года, слившись с Талгарской школой по защите растений, стало именоваться Талгарским сольскохозяйственным техникумом. За истекшие годы из стен техникума вышли более 15 тысяч кадров среднего звена сельскохозяйственного производства. За большой вклад в подготовке кадров и в честь 50-летия -техникум награжден Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР.

   Талгарский техникум механизации и электрофикации сельского хозяйства «ТТМ» организован в 1945 году на базе школы механизации. С 1967т. по 1990 год готовили также техников-электромехаников, а с 1992 г. готовит и техников-товароведов.

   В 1937 году в Талгаре была открыта областная школа медицинских сестер /2 группы/. Первым директором школы был назначен А.Н.Коршунов. С началом Великой Отечественной войны па фронт ушли вместе со своим директором врачи-проподаватели, медицинские сестры с честью выполнили свой долг. В 1954 г. школа была преобразована в Талгарское медицинское училище «ТМУ».

   В городе было два профессионально-технических училища, готовящие рабочие кадры массовой профессии.

   Профтехучилище №1 было организовано в 1960 году, как ремесленное училище №17, которое в 1968 году преобразовано в городское профтехучилище (ГПТУ-44) и в 1985 году - в среднее профтехучилище (СПТУ-1).

   Профтехучилище №4 организовано в 1933 году, как школа механизаторов и до 1966 года, в зависимости от профиля подготовки именовалось: школа трактористов, школа механиков, школа комбайнеров, школа бригадиров тракторных бригад и т.д. С 1966 года училище стало готовить механизаторов мелиоративных работ, а с  1972г. приступило к подготовке кадров со средним образованием по шести специальностям - механизатор мелиоративных работ, швеи, повара, электрогазосварщики, токари, автокрановщики.

   Первая общеобразовательная средняя школа /СШ №1/ в городе была образована в 1934 году, которая сегодня носит имя первого своего директора, впоследствии участника Великой Отечественной войны, генерал-майор Халипова Ивана Федоровича.

   Здесь выросло немало замечательных спортсменов, тренеров-педагогов, которые прославили своими достижениями наш город. Среди них - Косарев И., чемпион СССР, мастер спорта международного класса, В. Жарков - чемпион мира по велоспорту, Хапсалис А.А.- двукратный чемпион СССР, чемпион Европы среди юношей и молодежи, мастер спорта международного класса, Бондаренко Н.И. - чемпион мира среди юношей по велоспорту, Корольков В.- чемпион универсиады, призер спартакиады народов СССР по велоспорту, мастер спорта международного класса, Куракбаев С. - мастер спорта СССР, призер первенства СССР по вольной борьбе, Тенизбаев Б. - чемпион СССР среди молодежи по классической борьбе, Абдуллин В.М. - призер первенства СССР по классической борьбе, Ахматов - призер первенства СССР по легкой атлетике, Кочиев А. - призер Всесоюзной спартакиады школьников по классической борьбе, чемпион СССР 1988г., победитель кубка мира, призер Европы, чемпион СССР среди молодежи, Сопиков П. - чемпион Вооруженных Сил СССР по вольной борьбе, Хозяинов С. - чемпион республики среди школьников по классической борьбе.


Древний город на Великом Шёлковом пути

   Мы - из Талгара. Это небольшой городок, расположенный у подножья гор Зайлийского Алатау. Красивейшее место. Из ущелья, где возвышается Талгарский пик, высота которого 4950 м., на равнину вырывается речка Талгарка. Она несёт свои кристально чистые воды до самого Капчагая. В городе проживает 50 тыс. человек, представители сорока различных национальностей. Всё взрослое население трудится на различных предприятиях частного и государственного типа. Через наш город проходит транспортная магистраль республиканского значения. Примечательно то, что он молодёжный. Это особенно заметно, когда ты проходишь наш мост через бурную речку. Откуда идёт молодёжь?! Да в городе работают 4 колледжа , 9 школ, профтехучилище. А сколько молодёжи занимается бизнесом?! Сколько работают на предприятиях?! Вот и кажется, что город молодёжный.

   Знаменит он красивыми людьми труда, знаменит красотой улиц, новых архитектурных сооружений, новых жилых микрорайонов! А главное, он знаменит своей древнейшей историей.

   Одиннадцать веков назад, где мы сейчас живем, было поселение, известное в средневековых письменных источниках, как Талхыр (Талхиз) - город ремесленников и стеклодувов, ювелиров и землепашцев. Он находился на бойком месте Шёлкового пути.

   Археологи говорят, что рядом с Талхыром, по другую сторону речки, находилось ещё поселение под названием «Тук» или «Тунк».

   Для того чтобы определить время возникновения города, периоды его жизни, причину гибели, узнать, кто населял город, чем жители занимались, как жили, обратимся к результатам археологических раскопок. Во второй половине девятнадцатого века городище посетили и живо интересовались его историей видные путешественники и учёные того времени: П.П.Семёнов-Тяншанский, Чокан Валиханов, В.В.Радлов, Н.А.Северцев, К.М.Пржевальский, Н.К.Понитусов, академик Бертольд.

   Первые научные исследования городища сделаны в 1921 году археологом В.Д.Городецким. Результатом явилась вышедшая в 1928 году работа «Талгарское городище». В 1939 году раскопочные исследования произведены Семиреченской археологической экспедицией под руководством А.Н.Бернштама. С 1955 года исследования городища осуществляются Талгарской и с 1970 года, также Семиреченской археологической экспедицией.

   «Вопрос об отождествлении названий раннесредневековых городов с названиями существующих ныне на территории Семиречья городищами относится к числу гипотетических, ибо о большей части из них историческая наука пока не располагает сколько-нибудь определёнными сведениями письменных источников.

   Археологи, из-за отсутствия в письменных источниках названий многих городов и указаний на их местоположение, к одним и тем же городищам относят разные наименования. Талгарское городище А.X.Моргулан отождествляет с Талхизэ, а К.М.Байпаков с городом Чжи-му-эрр.

   В труде неизвестного автора конца десятого века н.э. «Худуд Алулем» в числе поселений и городов во владениях карлуков названы вместе два селения «Тунк и Талхизэ», расположенные среди гор, на границе между джигилями/ чигилями/ и халухами, поблизости озера Иссык-Куля, Народ /в них/ воинственный, храбрый, отважный».

   Никто из указанных выше исследователей не даёт перевода смысловой значимости наименований поселений «Тунк и Талхизэ».

   В «Древнерусском словаре» имеются близкие по звучанию термины: «ТАLQIY» и «ТUN».

   Изучение топографии окрестностей Талгарского городища наводит на мысль о том, что предложенное А.Х.Маргуланом отождествление «Талхизэ» с Талгарским городищем соответствует реальности, ибо городище располагается у подошвы горы, имеющей по своей конфигурации форму седла - «Седловины». В словаре Махмуда Кашгари слово «Седловина» обозначается термином «Талхыр». Вероятно от древнетюркского названия этой горы «Седловина» - «Талхыр» и возникло наименование города «Город у седловины».

   Археологические наблюдения показывают, что действительно в период четвёртого - начала восьмого веков у подошвы горы, вершина которой очень похожа на горбы верблюда /Тюйе/, располагались два крупных населённых пункта. Они были удалёны друг от друга по прямой, не более чем на полтора - два километра. Один из этих населённых пунктов находился на правом берегу реки Талгар и назывался, очевидно, «Талхыр», другой — располагался на левом берегу и именовался, очевидно, «Тун» или «Тунк», следы и остатки развалин его обнаружены, на территории «Помологического сада».

   Итогом кропотливой работы явилось воссоздание картины истории развития древнейшего города.

   Археологические раскопки подтверждают, что первобытные племена селились в долине реки Талгар ещё в каменном веке. Плодородные почвы, обилие воды, благородные климатические условия определили развитие земледелия. Жители занимались виноградарством, садоводством, возделывали бахчевые культуры. А большое количество найденных при раскопках костей домашних животных указывает на то, что у поселенцев существовало развито скотоводство.

   В 9-13 веках поселение Талхыр по тем временам было большим городом. Площадь его составляет приблизительно 50 га. Строительным материалом тогда был камень. Сейчас развалины города - это возвышенный четырёхугольный участок, окружённый оплывшим валом. По углам вала и периметру находились башни. За валом имелся ров. Два въезда располагались один против другого. Их соединяла дорога, делившая город на две части. В середине юго-восточной и северо-западной стен было ещё два въезда. К укреплённой центральной части города со всех сторон примыкали постройки. Они составляли своеобразный торгово-ремесленный и сельскохозяйственный пригород. В конце 8-9 веков на месте города располагалась ставка главы одного из тюркских племён. Место выбрано с большим знанием дел: здесь проходил караванный путь, соединявший Среднюю Азию с Сибирью и Восточным Туркестаном. В то же время это удобный в географическом отношении район в предгорьях Зайлийского Алатау. С одной стороны - богатейшие земледельческие угодья, с другой - летние пастбища. Из ставки легко контролировать пути к горным лугам и господствовать над плодородной долиной. Кроме этого Талхыр стоял на пути торгового тракта. Немецкий географ и путешественник Фердинанд фон Рихтгордин (1833-1905гг.) назвал его Великим Шелковым путём.

   Шли годы, в ставке поселялись купцы и ремесленники. Вначале они обслуживали владетеля и его двор, а вскоре стали производить товары. Так постепенно формируется город - центр административной власти, а также ремесла и торговли. Такой путь развития характерен для многих казахстанских, а также среднеазиатских городов.

   В конце 4 - начале 5 веков Талхыр разрастается в город. В истории Казахстана 5 век примечателен политическими изменениями и экономическими сдвигами. Господство переходит к династии Караханидов, которые подчинили Среднюю Азию. Обширное государство поделили на уделы, которыми управляли родственники верховного хана - хакана. При Караханидах бурно протекает процесс феодализации общества, усиливается эксплуатация населения. В рамках единого государства усиливаются экономические и культурные связи отдельных областей, получают развитие ремесла и торговля, земледелие и скотоводство.

   Некоторые ранее существовавшие города превращаются в столичные центры больших географических и экономических районов. Одной из таких столиц   становится Талхыр.

   Город представлял тесное скопление домов, располагавшихся вдоль магистральных или чаще внутри квартальных улиц. В отличие от современной застройки, где улицы являются разделительными линиями, раньше каждая улочка являлась своеобразным объединителем группы домов, отделявшимся от города глухими фасадами, задними и боковыми стенами крайних домовладений. Это был замкнутый со всех сторон блок построек, изолированный от других. Квартал состоял из 6-15 домов - усадеб, связанных родственными связями, общностью профессии и религиозных взглядов. Площадь городского квартала Талхыра 3500-5000 квадратных метров, а всего на городской территории было не менее 60 кварталов. Установлено, что в 5-7 веках в Талхыре было не менее 700 домов - усадеб, и в них проживало 4000-4200 человек при плотности 170-200 человек на 1 гектар жилой застройки.

   Как правило, усадьба состояла из жилой части, собственно дома и большого двора. По планировке городские усадьбы Талхыра хотя похожи на усадьбы других казахстанских и среднеазиатских городов, но имеют свои особенности. Этому способствовали суровый климат и наличие специфических строительных материалов. Дома заглублялись в землю, основания и нижние части стен складывались из камня на глиняном растворе. В строительстве широко использовалось дерево, знаменитую тяньшанскую ель, покрывавшую склоны гор. Развитие скотоводства вызвало необходимость построения больших дворов, служившими загонами для скота. Интересно, что связь жилья с большим двором - загоном - характерная черта для Илийской долины на протяжений многих столетий. Задолго до жителей средневекового Талгара, похожие дома строили усуньские племена, обитавшие в Илийской долине с 3 по 5 век н. э. Этот же строительный принцип совсем недавно применяли казахи: строения в среднем равнялись 300 квадратным метрам. Дома обычно состояли из двух, трёх и более помещений. В жилых комнатах имелись очаги - тандыры, служившие для обогрева помещений, приготовления пищи и выпечки лепёшек. В хозяйственных помещениях имелись погребки, закрома для хранения хозяйственных запасов. Большинство домов имели зернохранилища, где жители держали хлеб. С одной стороны об этом свидетельствуют связи населения с сельским хозяйством, с другой - о торговле населения с окружающим кочевым и полукочевым населением. О том, что кочевой уклад, вернее его пережитки, ещё сохранялись в быту, говорят находки остатков оснований юрт во дворах некоторых домов. В юртах жили в тёплое время года. Сочетания постоянного жилья и юрты - характерная черта для перешедших оседлости кочевников.

   Талгар населяли карлуки. Это тюркские племена, которым принадлежала Илийская долина уже с 8 века н. э. Вплоть до конца Ювека они были объединены в государство, именуемое карлукский каганат со столицей в городе Каялыке, находившийся в предгорьях Джунгарского хребта. Даже после установления господства Караханидов карлуки не утратили известной автономии. Вместе с ними проживали потомки усуней, тюрки -чигили, а также выходцы из Согда, которые славились как предприимчивые купцы и искусные ремесленники

   В городище Талхыр жили умельцы, которые строили из камня и глины дома, делали посуду из глины и стекла, украшения. Кузнецы изготовляли различные приспособления для облегчения труда. Многочисленные керамические изделия, найденные археологами, изготовлялись, в основном, на гончарном круге. Это котлы, горшковидные сосуды, столовые и водоносные кувшины, кружки, чашки, ступки, хумы, светильники, гончарные трубы, заслонки тандыров, даже редкие формы фляжек. Поливная посуда представлена чашками, тарелками, блюдами. Она различается по цвету и интересными росписями. Фрагменты стеклянной посуды являются постоянными находками в слоях 10-11 в.в. производство стекла было местным. Найдены обломки боковых донцев. Представлены обломки графинов. Бусы – многочисленная категория предметов украшения. Они не только стеклянные, но каменные, в основном из сердолика. Подвески изготавливали из камня, лазурита, из черной пасты. Серьги делались из нефрита.

   Удивляют изделия из кости и рога. К числу редких изделий относится шахматная фигурка, найденная на городище.

   Крица - пористая и достаточно монолитная масса железа. Найдены находки из тигильной стали. В раскопках кузнечной мастерской на городище найдены наковальни, клещи, молотки, зубила, пробойники, тяжёлые молоты, кувалды.

   Среди орудий труда выделяются ножи, ножницы, шилья, большое количество земледельческих орудий: кованые литые лемехи, кетмени, кирки, серпы. Среди домашней утвари - котлы, светильники, светцы, кресла, гвозди, замки, ключи и многое другое.

   Интересна коллекция оружия. Здесь - пластиничные доспехи, наконечники копий, кинжалы, мечи, бронебойный дротик.

   Из серебра сделан черпак, из бронзы - полушаровидные бляхи, светильники на подставке - триподе.

   Большую ценность представляют находки свинцовой руды, кусочков меди и бронзы, обрезков листовой меди, отходов медно-бронзолитейного дела и полиметаллических шлаков. Найдены различные формы чеканов, части каких-то механизмов, накладные запоры дверей, принадлежности конской сбруи, поясные пряжки, иглы для сшивания кошм и кожи, наконечники стрел и пластины от панцирного доспеха. Всё это свидетельствует о высокой степени развития в городе цветной и чёрной металлургии, медно-бронзолитейного и ювелирно-чеканного ремесла, а также кузнечно-слесарного производства, обслуживавших различные сферы хозяйственной и культурно-политической жизни горожан. Обнаруженные изделия из камня в виде жерновов ручных мельниц, пестов, ступок, брусков и д.р., указывают на существование в городе камнерезного дела. Нумизматический материал представленный семью цельными монетными дисками, тоже говорят о том, что город принимал широкое участие в торговле. Об этом же свидетельствуют фрагменты фарфоровых сосудов, бусины из бирюзы, изделия из слоновой кости. Они подтверждают то, что были ввезены, показывают на внешнеэкономические и культурно-политические связи города с другими странами.

   Наиболее выразительные находки с городища Талхыр - это бронзовые зеркала. Их найдено пять.

   Первое зеркало найдено в доме ювелира в форме диска с держателем петельчатой формы на тыльной стороне. Поверхность ободка как бы амальгамирована тонким слоем золотистого сплава.

   Второе зеркало из Южной Сибири. Трудно сказать, где оно было отлито, так как по данным лазерно-спектрального анализа состав сплава, из которого отлито зеркало, существенно отличается от состава сплава из дома ювелира.

   Третье - самоё большое по размерам имеет слегка выпуклую сторону. Ободок сделан в форме равнобедренного треугольника. Вдоль внутреннего края ободка помещён крут из перлов. Зеркало отлито из бронзы.

   Четвёртое Найденов 1975 году на глинобитном полу жилого помещения. Оно лежало рядом с разбитым чугунным котлом и бронзовым штампом с изображениями лоз и гроздей винограда.

   Пятое зеркало было найдено в 1980 году в доме торевта. Отлито тоже из бронзы хорошего качества.

   Часть шестого зеркала обнаружено в отсыпке мостовой улицы.

   На половине седьмого зеркала найдена арабская надпись, означающая в переводе А.Т.Гюзельян «Славы и успеха, и счастья»

   Анализы состава сплавов свидетельствует о том, что большая часть обнаруженных на Талгарском городище зеркал отлита из бронзы местного происхождения. На это указывает однообразие естественных примесей, характерных для близко расположенных рудных источников. Следует отметить, что в двух зеркалах свинца содержится больше, чем олова. Это объясняется тем, что рудный источник галенита расположен вблизи Талгарского городища, в верховье реки Талгар, тогда как залежей касситерита здесь нет, и олова нужно было где-то приобретать. Обнаруженные на городище куски медного колчедана и галенита, имеют весьма высокий процент содержания меди и свинца. Всё это благоприятствовало развитию в средние века цветной металлургии и бронзолитейного ремесла. В составе естественных примесей зеркал отсутствует сурьма, а в трёх зеркалах в сотых долях отмечается мышьяк. О степени совершенства бронзолитейного мастерства на городище можно судить по качеству бронзы и четкости отлитого декора на четырёх из пяти зеркал.

   Появление на Талгарском городище зеркал с аистами - журавлями, считавшимися на Дальнем Востоке символами счастья и долголетия, следует связывать с деятельностью осевших в городе завоевателей - киданей.

   Талхиз был крупным центром транзитной торговли на Великом Шёлковом пути. В Талхизе Шёлковый путь разветвляется. Южный шёл через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через реки Или в районе Борохудзира, а затем по правому берегу реки Или шёл через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из долины озера Иссык-Куля. По правому берегу Или дорога шла через современные поселения Кок-Тал и город Жаркент.

   Северная дорога из Талхыра шла вдоль реки Талгар, до переправы реки Или, которая находилась в районе Катагайского ущелья. После неё путь вёл на Шенгельды, затем через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города Екиогуз, на листе современного села Дунгановка.

   Торговля важнейшее занятие в жизни города. Обмен товарами шёл между городищами, городом и селом, земледельцами и горожанами, кочевыми скотоводами и горожанами.

   Что касается находок, то были найдены импортные изделия, привезённые в Талхиз из Китая. Найдены фрагменты трёх медных блюд. Одно из них, которое сохранилось лучше других, имеет диаметр 49,5 см.

   При археологических раскопках в Отраре, Таразе, Испиджабе, Баласагуне и в Талхизе из-под курганов извлечены бусы, стеклянная посуда, драгоценные камни, ожерелья, серьги, кольца, бронзовые, золотые, серебряные подпруги, узоронаносители, молотки, ложки, чашки, браслеты и заколки для волос, пояса с надписями и многие другие предметы.

   Среди талгарских находок много керамики, т.е. разных изделий из глины. Изделия формировали просто руками, а так же на стаканах, их обжигали, окрашивали, расписывали, украшали орнаментом. Основными цветами являлись коричневый, тёмно-желтый, кухонная посуда - котлы, горшки, кувшины.

   Сокровищница казахстанского Института археологии имени А.Х.Маргулана пополнилась ценными экспонатами - глиняным хумом ёмкостью около 100 литров и найденной в нём бронзовой и медной посудой.

   По оценкам экспертов, находка датируется к 11-12 веками нашей эры.

   Древний Талхыр упоминается в персидском географическом трактате «Худуд Аль - Алем», написанном неизвестным автором в 10 веке. На страницах этого трактата Талхыр описывается как крупный торговый город на Шелковом пути.

   В одном из хозяйственных помещений городища обнаружен вкопанный в земляной пол хум. В нем железные изделия: сельскохозяйственные орудия и предметы быта из бронзы.

   За много лет отечественные археологи собрали в раскопках древнего Талхыра обширную коллекцию металлических предметов, но схрон, найденных экспедицией Т.Савельевой. Выяснилось, что в 11 веке талхырцы уже пользовались вольфрамитной, то есть «дамасской», сталью.

   Ни один материал в истории не был окутан таким флером романтики и мифов, как дамасская сталь. Металл знаменитых дамасских клинков имел более высокое содержание углерода, чем большинство современных сталей. После искусной ковки дамасская сталь приобретала исключительную прочность, вязкость и характерный узорчатый рисунок «лестница Магомета». Разгадать секрет дамасской стали, стремились некоторые видные европейские ученые, а вот прототалгарцам он был известен. Причем искусством овладели настолько виртуозно, что делали из стали не только клинки и сабли, но и вполне утилитарные вещи - долота, ножницы.

   - То, что это было местное производство - несомненно. - Об этом говорит и форма предметов, и орнамент, которым мастера украшали свои работы - медные блюда, столовую посуду, кувшины. Интересна технология производства этой утвари. Мастер склёпывал посуду из отдельных «лепестков» с фигурными краями, что придавало ей особую прочность. Можно даже сказать, что это было ноу-хау талхырских ремесленников.

   Чаще, чем посуду, археологи находят замки, иголки, ножи, пилочки, монеты, утерянные когда-то талхырцами. Много попадается ключей, гвоздей, которыми подковывали лошадей, подков. Талгар - едва ли не единственное место в Казахстане и Центральной Азии, где средневековое железо имеет наилучшую сохранность. Познакомиться с уникальной коллекцией железа приезжают учёные со всего мира.

   Сейчас ученые заняты исследованием талхырских ценностей. Специалистам важно всё: температура обжига керамики, состав глины, технология ковки металла, форма посуды и её функциональное назначение. Обладая этой информацией, можно будет судить об уровне развития ремёсел талхырцов.

    Все данные о развитии города, говорят о том, что он был богат, известен не только в округе, но и далеко за её пределами. Трудолюбие жителей, их жизненный опыт, сделали город таковым. Жизнь в Талхыре резко изменилась после того, как Семиречье в начале 13 века было завоёвано татаро-монголами. Здесь стал преобладать скотоводческий уклад, тогда как земледелие и городская жизнь пришла в упадок.


Былое и настоящее

   Раньше территория Казахстана делилась на три хозяйственных и географически обособленных района – жузы: Старший жуз (Семиречье), Средний жуз (Центральный Казахстан) и Младший жуз (Западный Казахстан). В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов и племён в племенные союзы.

   Существование трёх самостоятельных жузов, отсутствие среди них единства в борьбе с врагами привело к тому, что часть казахских земель попала в зависимость к Бухарским и Хивинским феодалам, а большинство населения старшего жуза оказалось под тяжелым гнётом джунгарских правителей.

   В такой трудной обстановке у казахов возникла необходимость присоединения к России. 19 февраля 1731 года царица Анна Иоановна подписала жалованную грамоту о принятии Младшего жуза (по его просьбе) в подданство России. Вслед за Младшим к России присоединились Средний и в 1818 году Старший жузы.

   В южных районах степного края воинские отряды, посланные для установления царской власти, встретили сопротивление хозяйничавших кокандских беков. После разгрома летом 1853 года кокандских войск у крепости Ак-Мечеть (ныне Кызыл-Орда) царское правительство разработало для защиты южных границ план постройки военной линии из посёлков-укреплений и казачьих станиц, жителями которых должны были стать переселенцы-крестьяне и казаки. В 1854 году на реке Алматы было заложено первое укрепление – Верное (Алма-Ата). В 1858 году началось основание станиц Мало-Алмаатинской, Софийской (Талгар), Надеждинской (Иссык) и других.

   Ранней весной 1854 года на реку Талгар под командованием хорунжего Жеребятьева прибыли первые 24 семьи капальских казаков. Новую станицу назвали Софийской. Для её прикрытия от набегов туземных орд был поставлен пикет из 20 человек пехоты и 20 казаков во главе с офицером. Осенью из Томской и Тобольской губерний прибыло на поселение ещё 25 семей обедневших крестьян. Они получали земельный надел и зачислялись в казаки Семиреченского войска.

   В дни революционных событий 1916 – начала 1918 годов в Талгарской волости шла обычная жизнь. Всякое вольнодумство пресекалось на месте самым жестоким образом. Зная это, большевики Семиречья революционную пропаганду вели осторожно там, где были селения не казачьего сословия. Потому здесь и вспыхнул в середине апреля 1918 года белогвардейский мятеж.

   Во второй половине мая станицу занял красногвардейский отряд Мураева. Он восстановил в Софийской Советскую власть. Новым совввдепом станица была переименована в село Мураево, в честь своего освободителя. Село входило в подчинение Талгарской волости.

   Во время гражданской войны казаки с.Мураево занимали нейтральную, выжидательную позицию. Лишь кулацкая верхушка устраивала всевозможные провокации, диверсии, распускала о Советской власти клеветнические слухи.

   В ноябре 1919 года Талгарскую волость реорганизовали. Часть её отошла к Каскеленской. Мураево отошло к Илийской волости. В связи с этим село Мураево переименовали в станицу Талгар.

   Первая сельскохозяйственная артель образовалась в 1924 году. Она называлась «Труд» и состояла из 30 семей. Затем возникли сельхозартели «Красные орлы», «Заря революции», «Большевик» и другие. В это же время была создана промысловая артель «Труд инвалидов». Она занималась массовым пошивом, реализацией швейных изделий, пчеловодством, животноводством и выделкой кожи на бывшем кожевенном заводе купца Пугасова. 10 января 1960 года, станица была преобразована в город Талгар областного подчинения.


Памятник воинам-односельчанам города Талгара

   В годы войны, в Казахстане сформировано более 20 воинских соединений. Республика пополняла людскими ресурсами фронт и Балтийских флот, в том числе Краснознамённый крейсер «Киров». В рядах Вооруженных Сил страны находилось 1,2 миллиона земляков. Славную страницу в летопись Великой Отечественной войны вписала 8-ая гвардейская Панфиловская дивизия, сражавшаяся под Москвой. Воины-казахстанцы принимали участие в Сталинградской битве (6 соединений), сыгравшей решающую роль в переломе войны, в битве на Курской дуге, в освобождении Ленинграда, Украины, Прибалтики, Белоруссии и многих городов Европы и наконец, в штурме Рейхстага. За проявленные героизм и мужество пяти казахстанским соединениям присвоено звание гвардейских. Земляки участвовали и в партизанском движении. Из 9,2 миллионов награждённых орденами и медалями – 95.638 казахстанцев, около 500 казахстанцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза, четыре человека удостоены этого звания дважды: Бигельдинов Т., Беда Л., Луганский С., Павлов И. Талгарцы гордятся земляками, Героями Советского Союза Бедренко П.Н. и Воробьевым Н.Н.

   1417 дней и ночей длилась Великая Отечественная война, 1418 дней и ночей сражался фронт, 1418 дней и ночей трудился тыл. Их не разделить. Они шли в одном строю, плечом к плечу, на одном дыхании. Подвиг к подвигу – ратный и трудовой. Казахстан становится одним из арсеналов фронта, республика бесперебойно снабжает фронт всем необходимым. Интенсивно осваиваются богатые природные ресурсы края, резко увеличивается добыча молибдена, никеля, марганца, необходимых для производства бронированной стали. В годы войны в Казахстане было произведено 85% общесоюзной добычи свинца и 70% полиметаллических руд. Росли и предприятия лёгкой промышленности, выпускающие для нужд фронта обувь, летнее и зимнее обмундирование. Чтобы обеспечить фронт продовольствием в Казахстане на 1 миллион увеличивается посевная площадь, труженики сельского хозяйства не знали ни сна, ни отдыха, более чем на 2 миллиона увеличивается поголовье скота, колхозы и совхозы республики в 1941 году сдали на 44 тысячи тонн мяса, больше чем в предвоенные годы. Помимо этого в годы войны было передано на нужды фронта 110 тысяч лошадей. Большой ценой заплатил наш народ за победу в Великой Отечественной войне. В годы войны наш небольшой в то время район (Илийский) со станицей Талгар, дали фронту более 16 тысяч лучших сынов и дочерей, а возвратились не многие. 7560 талгарцев пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной. По инициативе городского Совета ветеранов в городе работает поисковая группа, в неё входят бывшие фронтовики, представители общественности, учащиеся школ. Они ведут поиск документов о земляках-талгарцах, погибших на войне. Собранные материалы пополняют музеи Боевой славы школ, организаций, учреждений. По этим материалам готовится также издание книги «Память», с фамилиями граждан района, погибших на фронте, с указанием их биографических данных и мест захоронения.

   И в память в 7560 земляках-талгарцах, погибших в годы Великой Отечественной войны, в 1982 году поставлен этот памятник.


Дамасская сталь из Талгара

   В одном из хозяйственных помещений городища был обнаружен глиняный хум емкостью около 100 литров. В нем были железные изделия: сельскохозяйственные орудия (насошники, кирки, кетмень). И предметы быта из бронзы (блюда, чаши, кувшины, светильники). По оценкам экспертов, находка датируется Х1-ХП вв. н.э.

   За много лет археологи собрали в раскопках древнего Тальхира обширную коллекцию металлических предметов, но схрон, найденный экспедицией Г.Савельевой уникален. Ученые сделали металлографический и другие анализы. Выяснилось, что в XI веке тальхирцы уже пользовались вольфрамитной, т.е. «дамасской», сталью.

   Ни один материал в истории не был окутан таким флером романтики и мифов, как дамасская сталь. Металл знаменитых дамасских клинков имел более высокое содержание углерода, чем большинство современных сталей. После искусной ковки дамасская сталь приобретала исключительную прочность, вязкость и характерный узорчатый рисунок «лестница Магомета». Разгадать секрет дамасской стали стремились некоторые видные европейские ученые, а вот проталгарцам он был известен. Причем искусством этим они владели настолько виртуозно, что делали из стали нетолько клинки и сабли, но и вполне утилитарны вещи- ножницы, долота.

 

Комментарии 

 
# Анастасия Перова 06.04.2014 11:53
Спасибо за информацию. Все очень точно и понятно. Содержание интересное. Много узнала о своем родном городе. smile cool
Ответить
 
 
# Кирилл Коновалов 18.04.2014 22:17
Перова если это ты про кого я думаю что тебе там узнавать
Ответить
 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить