Вход

 

Сейчас 124 гостей онлайн

Пользователи : 4610
Статьи : 476
Просмотры материалов : 5578099

Зимние заметки

   Морозное солнечное утро и лёгкий ветерок как бы разносили по склонам гор мороз, равномерно размещая его среди вековых елей, березовых околков и небольших склонов, поросших осинником. Ранним утром начинаю подъём по южному склону горы, подгоняемый лёгким и свежим морозцем, который бодрит меня, придавая неведомые силы, которые помогают преодолевать крутые подъёмы, буреломы, состоящие из упавших стволов елей, осин, берез, вперемешку с кустарниками, которые к тому же покрыты снегом, который почему-то всегда попадает за воротник.
   Но вот все преграды позади, открывается удивительный вид на северный склон, стоящий по соседству с горой, по которой только что поднимался, по пояс проваливаясь в снег, преодолевая крутые склоны и обходя отвесные скалы. Смотришь на это удивительное творение природы, называемое горами, и понимаешь, часы, потраченные на, казалось бы, непреодолимый подъем,  ничего не значат по сравнению с этой красотой. Удивительная панорама открывается перед твоим взором. Склон горы, покрытый снегом, как белым покрывалом. Верховья склона занимают вековые ели, растущие даже на выступах скал. Кажется, огромная сила приклеила двадцатиметровые ели к этим огромным скальным породам и удерживает их даже в ненастье, сопровождаемое сильными порывами ветра и обильными снегопадами.
   Достаю бинокль и начинаю осматривать противоположный склон. В поле зрения попали цепочки следов, которые извивались по небольшому березняку. Внимательно просматриваю места, где могут находиться животные, которые оставили следы на снежном покрывале. Хорошо видно, как среди деревьев летают небольшие птицы, срывающие с берез оставшиеся сережки. А вот на одной из берез замечаю белку, которая заинтересовалась веткой немного уклонившейся от основной кроны, белка осторожно подлезла на самый край ветки, молниеносный прыжок – и вот зверек уже на другом дереве. Неожиданно замечаю какое-то движение под одиноко стоящей березой и сразу вижу косулю, лежащую под этим деревом. Шевеля своими ушками, косуля устремила свой взгляд на белку, которая только что потревожила её дневной отдых, потом неохотно поднялась и не спеша принялась поедать веточки кустов. Поднялся  из-за куста шиповника крупный самец с хорошо сформированными рогами. Обе косули сошлись и вместе, на ходу поедая веточки и макушки трав, скрылись из вида за выступом скалы, проступающей большим коричневым пятном на белом склоне, покрытом снегом.
   Ничего не оставалось делать, как только подняться повыше по снежному склону и постараться разглядеть небольшие опушки посреди елового леса. Подъем отнял немного времени. Отряхнувшись от налипшего снега, устраиваю свой наблюдательный пункт у  куста можжевельника, от которого исходит ароматный приятный запах только тогда, когда немного потревожишь этот вечнозеленый куст. Усевшись поудобней, начинаю внимательно разглядывать все просматриваемые места среди деревьев и близлежащие уступы скальных пород. На одном из уступов в поле зрения попалось несколько теков, стоящих на выпирающей скале. Вглядываюсь повнимательней и замечаю больше десятка этих прирожденных скалолазов. Одни животные лежали на голых скалах, устремляя свой взгляд вниз ущелья, другие, не шевелясь, смотрели по сторонам. Это так называемые сторожа, которые в случае опасности дадут сигнал, и все рогатое семейство сразу покинет опасное место и скроется в ближайших непроходимых скалах. Молодые козлята играют между собой, стараясь боднуть друг друга.
   День начинает потихоньку угасать, уступая свои права сумеркам, которые плавно перейдут в ночь. Решаю потихоньку спускаться со склона по своим следам, которые неприметной полоской «разрезают» склон горы.  Закидываю рюкзак за спину, и в этот момент слышу крик маралухи, издаваемый в момент опасности, когда с ней рядом ходит её теленок. Быстро достаю бинокль и начинаю осматривать склон. Крик повторяется снова и снова. Вскоре замечаю маралуху, а рядом с ней теленка, прижавшегося своей мордочкой к задним ногам матери. Пытаюсь увидеть причину беспокойства этих оленей и замечаю в десяти метрах от них на одинокой скале крупного самца тека. Козел наклонил голову набок и смотрел на маралов. Тем временем маралуха втягивала воздух своими чуткими ноздрями, пытаясь определить степень опасности. Поняв, что ей ничто не угрожает она, не торопясь, направилась к ближайшему ельнику. Мараленок спотыкаясь и проваливаясь в снег, старался не отставать от матери, вскоре они скрылись в деревьях, которые поглощала ночь. Козел немного постоял и неожиданно прыгнул со скалы и направился к своим сородичам.
   Уже на кордоне, разводя огонь в камине, в голове прокручиваю увиденное за день. В голову приходит невесть откуда взявшаяся мысль о том, что животные возможно понимают друг друга какими-то непонятными для нас чувствами и ощущениями, ведь косули не убежали от шума, издаваемого белками, маралуха со своим малышом, возможно, «разговаривала» с теком. Эти мысли крутились в голове, вскоре все стихло и, как день уступает место ночи, так и усталость в моем теле сменилась сном. Утро выдалось морозным. Снежинки на деревьях переливались в лучах солнца разными цветами радуги, похожие на маленькие искорки, которые вспыхивали то в одном то в другом месте на ветках дерева, то какая-то невидимая сила заставляла их сиять и искриться одновременно на всех деревьях. Горячий чай и шум воды от текущей у кордона реки переносят в какое-то другое измерение, которое не передать словами.
   Речка из-за быстрого течения не замерзает, и этим пользуются оляпки. Это весьма оригинальная птица, живущая у воды, которая находит себе питание в речке, смело ныряя в бурные потоки и тихие заводи. Нырнет под воду, зацепится своими коготками за камни и грунт на дне и как бы бежит под водой, высматривая еду. Вынырнет, запрыгнет на ближайший камень, смотрит в бурный поток, приседает на своих тонюсеньких лапках, да ещё при этом задорно подергивает хвостиком. Наблюдать за этими представителями птичьего семейства очень интересно. Бывает, что у небольшой заводи собирается несколько птиц, тогда это просто уникальное зрелище. Одни птицы ныряют, другие выныривают, через какое-то время все как по команде срываются с места и летят против течения, ища новые заводи.
   Как-то после обильного снегопада пришлось на автомобиле пробивать проезд до кордона. Занимало это мероприятие много сил и энергии, пробить полноценную дорогу не удалось, получилось три колеи, по которым приходилось ездить. Дабы пополнить свой продовольственный запас, вечерами приходилось спускаться к магазину. В один из таких вечеров не спеша еду по колее на своем авто. В свет фар попала лиса, бегущая мне навстречу. Когда расстояние сократилось до нескольких метров, рыжая прыгнула в соседнюю колею, прижалась к земле и даже прижала ушки. Отъехав от нее на несколько метров, оглянувшись, замечаю, как лисичка поднимается из колеи, отряхивается от налипшего снега и продолжает свой путь. Такие встречи проходили регулярно и почти в одно и то же время. Заинтересовало меня такое поведение рыжей плутовки, и в один из дней, после очередной вечерней встречи, потихоньку передвигаюсь по лисьим следам, которые привели меня к склону горы, покрытой кустами шиповника, барбариса и густой травой, оказавшейся под толстым снежным одеялом. Весь этот поросший склон был «исписан» заячьими и мышиными следами.
   Снег согнал длинноухих в те места, где можно было найти пропитание и, по возможности, укрыться или спрятаться от опасности в виде хищных птиц и рыжих плутовок. Этим и воспользовалась лиса. Она ходила в одно и то же место, чтобы поужинать зайчатинкой или полакомиться мышками. Судя по следам, ей это удавалось. Резкое потепление согнало снег со склонов, и зайцы разбрелись по всему косогору. Поймать их стало проблематично, а мыши перебрались из-под снежного покрывала в свои подземные норки. Вскоре прекратились и вечерние свидания с лисичкой, возможно, ей пришлось искать другое место для пропитания.
   В один из морозных дней, спускаясь с очередного склона, пересекаю след крупного кабана. Диких кабанов на моем участке встречаю редко. Решаю пройти по следу, тем более нам по пути. Вот след петляет между елей, потом уходит в сторону южного склона, спускается на небольшую поляну, на которой растут несколько сосен. По следам хорошо видно, как представитель свиного семейства подошёл к сосне и потерся об неё. Заметны характерные следы на стволе: клочья щетины и ошметки грязи на коре. Дальше следы привели к другой сосне. Здесь секач оставил следы своих клыков, возможно часть коры сжевал. «Шрамы» на дереве кабан оставил на высоте около 60 сантиметров от земли. Могучий зверь, счастливого тебе пути, до новых встреч!

А. Матвиенко.


Copyright © . All Rights Reserved.

наследство
подпорная стенка из плитняка