Так рассуждает учащийся частного лицея-интерната № 1 города Талгара Мектепкалиев Ислам, который не мыслит своей жизни без научных проектов, направленных на улучшение экологической ситуации. Один из проектов, который был представлен недавно в Центрально-Азиатском Университете, на 45-й республиканской научно-практической конференции в Малой Академии Наук РК заслуживает не только уважения, но и особой похвалы. Проект назывался «Проблема твердо-бытовых отходов города Талгара», который имеет по замыслу автора право на жизнь в будущем, и который был оценен конкурсной комиссией на высший балл, а значит, завоевал первое место среди других юных интеллектов, съехавшихся со всей республики.
А начиналась любовь юного таланта к естественнонаучным предметам с банальной любви к химическим экспериментам в домашних условиях. Здесь у мальчика превалировали и интеллект, и знания, ставшими глубокими чуть позже, - в процессе учебы и работы над собой. Первый свой научный проект по естественным предметам Ислам защищал уже в 8 лет, в начальных классах в СШ № 3 имени Абая города Талгара, где тема «О влиянии цвета на память и внимание школьника» заинтриговывала своим глубоким анализом. Сказывались не только научные познания, но и глубокое аналитическое мышление ученика. Математический склад ума обнаружился, когда он выиграл -Интернет-Олимпиаду по математике дистанционно, заняв почетное второе место. Большую роль в судьбе нашего героя сыграли его родители, которые поддерживали ребенка с юных лет, отдав его учиться в лицей-интернат, где знания мальчика раскрылись в полную силу. Большим подспорьем в формировании интеллектуального развития Ислама явились его наставники, это, прежде всего, директор лицея Бадалова Дильдар Нидаевна и его научный руководитель Мирзаев Эльхан Алипашаевич. Что же собой преследует данная наука - экология, и какую цель ставит перед собой автор замечательных научных проектов? По мнению школьника, в связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, необходимо у детей воспитывать экологическую культуру. Между экологией и культурой существует неразрывная связь. Уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире. Это поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек – природа». Научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом» - вот наша задача. Дети должны осознать, что научно-технический прогресс заключается не в завоевании природы, а в сохранении ее сложного и хрупкого равновесия.
Эта программа актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений. Приоритетным также является то, что на сегодняшний день в нашем городе нет мусороперерабатывающих предприятий, а существующий полигон для ТБО давно исчерпал себя, как объект захоронения мусорных отходов. Поэтому он видит своей задачей через призму научных проектов и разработок воплотить в жизнь свои замыслы по их реализации! В будущем желает связать свою жизнь с экологией, выбрав почетную профессию эколога. Это радует, ибо нынешнее поколение неравнодушно взирает на безобразия окружающей среды и хочет изменить мир в лучшую сторону. Дай Бог им силы и знания для благих намерений и дел! Кто знает, быть может, и наш герой в будущем станет ученым и внесет свою полезную лепту в дело оздоровления природы и экологии.
Фатима Ержанова